четверг, 28 января 2016 г.

СКАЗКА–ИГРА О ПАДЕЖАХ


Падеж от латинского «падение».
В финском языке 15 падежей, в венгерском - 22, в латинском - 4, в молдавском языке - 4, в литовском - 6 падежей. 
Изменение имен существительных по вопросам называется ИЗМЕНЕНИЕМ ПО ПАДЕЖАМ или СКЛОНЕНИЕ. 
Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.


Игра "Падежи"в центре картинки появятся падежные вопросы - щелкните мышкой на домик соответствующего падежа!
Чтобы узнать падеж существительного, (если оно не является подлежащим) надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.



Игра "Собери три команды": капитаны уже известны - это Родительный, Творительный и Предложный падежи. 
Перетащи мышью под каждый флаг их игроков и флаг поднимется!


СКАЗКА–ИГРА О ПАДЕЖАХ
Одна девочка пошла в лес за ягодами, и заблудилась. Звали девочку Анюта, и училась она во втором классе, поэтому не заплакала, а, крепко сжав ручку своей корзинки с ягодами, пошла прямо, никуда не сворачивая.

Шла она, шла и вышла к какому-то удивительному поселку. В нем были только три улицы, которые назывались Склонениями. Да, так необычно и назывались: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение.

На каждой улице было по шесть одинаковых домиков, и в каждом жили забавные человечки.

Девочка решила пройти по первой улице и рассмотреть все домики и человечков поближе. Подошла к первому домику и на табличке увидела странное имя "Именительный". Не успела девочка удивиться, как из окошка высунулся человечек, посмотрел на девочку и резко спросил:

– Кто это?

Затем он перевел взгляд на корзинку.

– Что это? – спросил Именительный снова.

– Я Анюта, а это корзинка. Не подскажете, как найти дорогу в деревню?

Однако странный человечек лишь беспокойно твердил:

– Кто это? Что это? Кто это? Что это?

– Я Анюта, это корзинка, – терпеливо отвечала Анюта снова и снова. Наконец, она поняла, что здесь толку не будет, и постучалась в следующий домик, на котором стояло имя «Родительный».

Оттуда выглянул испуганный человечек и затараторил:

– Нет никого! Нет ничего!

– Да мне ничего и не надо, – успокоила его девочка. – Давай, я угощу тебя земляникой, раз у тебя ничего нет.

Человечек с удовольствием умял ягоды, но и он помочь Анюте не смог. Только поняв, что девочка уже уходит, он жалобно залепетал:

– Нет кого? – Нет Анюты. Нет чего? – Нет корзинки и ягод.

Из следующего домика вкусно пахло пирогами, а на табличке с именем было написано – «Дательный».

Человечек по имени Дательный оказался самым гостеприимным. Он пригласил Анюту в дом, усадил за стол и угостил чаем с пирогами. Мало того, он положил еще несколько пирожков в корзинку «на дорожку» и только все время приговаривал:

– Даю кому? Даю Анюте. Даю чему? Даю корзинке.

Настроение у девочки улучшилось, и она, напевая, пошла к следующему домику.

– Винительный, – прочла Анюта табличку с именем.

Человечка по имени Винительный она вначале не увидела, а услышала – в домике раздался грохот от падения, а потом бормотание:

– Виню кого? Виню девочку! Виню что? Виню корзинку!

И только после этого в окошке появилась недовольная физиономия. Выяснилось, что человечек хотел получше рассмотреть девочку с корзинкой, но поскользнулся и упал.

– Ладно, не расстраивайся, – утешила его Анюта, после того как представилась.

Она угостила человечка пирожком и земляникой и попыталась узнать, не слышал ли он о ее деревне. Человечек подобрел и защебетал:

– Вижу кого? Вижу Анюту! Вижу что? Вижу деревню!

Он показал рукой в конец улицы и захлопнул окошко.

Анюта пожала плечами и пошла дальше.

В следующем домике никого не было, и Анюта, в ожидании хозяина, стала изучать табличку с именем.

– Творительный, – прочитала она.

Тут она услышала во дворе дома стук топора. Анюта заглянула в калитку и вежливо поздоровалась. Но человечек продолжал увлеченно тесать огромное бревно.

Наконец он остановился и произнес:

– Дом строится кем? Дом строится чем?

– Кем? Чем? – переспросила Анюта.

– Кем? Мастером. Чем? Топором, – с удовольствием ответил человечек и снова принялся за работу.

– Творю кем? Творю чем? – обиженно передразнила его Анюта, – а где деревня, не знает! – и пошла дальше, так и не дождавшись от человечка внимания.

Предложный сидел в кресле у окошка и задумчиво смотрел на улицу.

– Здравствуйте, – вежливо сказала Анюта.

Но человечек ей ничего не ответил и продолжал глядеть перед собой.

– Это же невежливо! – обиделась девочка.

– А мешать вежливо? – вдруг заговорил человечек.

– Вы же ничего не делаете, чем же я вам помешала? – недоумевала Анюта.

Она уже сердилась на этих бестолковых человечков, которые твердили свои странные вопросы, и, похоже, никто из них не хотел ей помочь.

– Я занят, я думаю, – с достоинством ответил Предложный.

– О чем же?

– Думаю о ком? Думаю о девочке Анюте. Думаю о чем? Думаю о дороге в твою деревню.

– Так вы знаете, какая тропинка ведет в мою деревню! – обрадовалась Анюта.

– Знаю, вот эта, – сказал человечек и показал на тропинку, проходящую мимо его дома.

– Спасибо! – поблагодарила его девочка и, не удержавшись, добавила, – а все-таки странные вы человечки.

– Мы не человечки, мы падежи. Вот начнется учебный год, и мы по этой тропинке придем к вам в школу и познакомимся с тобой и твоими друзьями поближе.

– Хорошо, будем вас ждать, – сказала Анюта, и весело побежала домой.

Предложный падеж задумчиво смотрел ей в след и бормотал:

– Думаю о ком? Об Анюте... Думаю о чем? О школе …

Автор сказки Эмма Птицына. 

При перепечатке ссылка на автора и сайт "Кошки-Мышки" обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий